Оркестр New Era Orchestra представит Украину на одном из самых уважаемых мировых фестивалей классической музыки Septembre Musical, Classical Music Festival Montreux-Vevey (Швейцария). Уникальность события состоит в том, что впервые за 73 года в рамках этого музыкального форума выступит украинский коллектив.
О Татьяне Калиниченко пишут: «Известна своей экспрессивной манерой дирижирования, умением создать утонченный баланс между классикой и современностью. Дирижер, объединивший в рамках одного коллектива самых ярких и самобытных украинских музыкантов и солистов международного уровня».
Татьяна Калиниченко и New Era Orchestra (На девушках – платья Love story(«Счастье»), аксессуары Accessorize, на мужчинах – костюмы Roy Robson (CINQUE)
– Татьяна, насколько я знаю, дирижер оркестра не самая распространенная женская профессия.
Так было раньше. Сейчас другая тенденция.
– Женщины отвоевывают себе ниши, прежде считавшиеся сугубо мужскими?
Да, женщин-дирижеров сейчас становится больше. И, что приятно, хороших дирижеров. Это хочу особенно отметить.
– Какими качествами нужно обладать дирижеру? Безотносительно гендерных нюансов.
Мне часто задают этот вопрос. И каждый раз я вот так сразу не могу на него ответить. Трудно выделить что-то одно. Важна совокупность качеств, подобная сплаву драгоценных металлов, каждый из которых имеет свое свойство: какой-то – пластичный, какой-то – жароустойчивый, какой-то – особой прочности… Вот с таким уникальным сплавом я бы себя сравнила. Не знаю, насколько это корректно (улыбается).
А рассматривать качества по отдельности… Ну, разве интересно слушать о том, что у дирижера должна быть сила воли и что он должен быть личностью? Тут априори: если ты не личность, то вообще не можешь быть руководителем какого-либо коллектива. Разумеется, у тебя должен быть организаторский талант, без этого не может быть дирижера. А дальше уже можно защищать диссертацию о музыкальных способностях, психологических способностях и так далее. Я бы остановилась на том, что это уникальная комбинация качеств, которая должна положительно сработать в этой профессии и дать результат.
Арт-директор и дирижер New Era Orchestra Татьяна Калиниченко (в центре) c солистами Кириллом Шараповым, Андреем Павловым и Тамар Берайя (На Татьяне – платье, пиджак Marina Rinaldi, На Тамар – платье Marella, На Андрее и Кирилле – костюм Roy Robson)
– Вы производите впечатление очень прямолинейного человека.
Когда нужен результат, тогда я прямолинейный и жесткий человек. Но в некоторых ситуациях прямой подход не эффективен, поэтому нужно быть дипломатом. Это качество необходимо руководителю, особенно женщине, если она руководит творческим коллективом.
– Каким был ваш путь к дирижерскому пульту? Вы сразу пришли в профессию?
Почему был? Он продолжается (смеется). Вообще, знаете, я не сторонник прямых путей и не считаю, что прямой – всегда правильный. Иногда вместо того чтобы идти прямо, я иду в сторону.
Но «подход к профессии» начался, когда мне было 17 лет. Я тогда жила и училась в Черновцах. Студентами мы приехали в Киев на экскурсию. Конечно же, маршрут пролегал через Майдан Незалежности, и я отчетливо помню, как увидела Консерваторию – белое красивенное здание с колоннами – и поняла, что буду здесь учиться и жить в этом городе. Я тогда не знала, какой путь придется мне пройти, сколько всего сделать и преодолеть… Впереди была работа преподавателем, концертмейстером – и с дирижерами, и с оперными исполнителями, работа в театре и, конечно же, рождение ребенка.
– Но вы все же стали студенткой Киевской консерватории?
Конечно! Хоть я и поступила туда с третьего раза. Хорошо помню вступительный экзамен. Собственно, самый главный, один из определяющих этапов – работа с оркестром. Перед тобой сидит настоящий симфонический оркестр, ты абитуриент, и у тебя есть 20 минут, за которые ты должен что-то показать приемной комиссии и всем присутствующим. Это открытый экзамен: есть такая традиция в Консерватории, что именно на этот экзамен сходятся все – полюбоваться на шоу (улыбается).
– Вы справились с профессиональным оркестром?
Я помню абсолютно все эти 20 минут, теперь уже понимаю, что ошибок было много, техника – ужасная, а уровень стресса зашкаливал. Но было главное, то, что один из моих первых учителей в Черновцах называл «диригентський дриґ». То есть настоящий дирижер должен иметь вот этот «дриґ». Сложно перевести это слово сразу, но, что это означает, я четко понимаю.
– Что значит «дрыг»? Манера дирижировать?
Нет, это типа внутренний стержень, какая-то особая сила, посыл. Так вот, мой педагог говорил, что во мне этот «дриґ» есть. И на экзамене, хоть я многое делала неправильно и ужасно нервничала, но я смогла его проявить.
Солисты New Era Orchestra Кирилл Шарапов и Андрей Павлов (На Андрее и Кирилле – костюмы Roy Robson)
– А оркестранты поддерживают абитуриентов или насмехаются над неумехами?
Еще как поддерживают! И очень рады, когда наконец за пульт встанет кто-то, кто умеет хоть что-то делать. И пусть «машет» неправильно, но имеет хотя бы какой-то посыл или волю. А у меня это было (улыбается). Один из членов комиссии, проходя мимо, как бы невзначай остановился, указал на меня рукой и сказал: «Будет дирижером!» И не ошибся.
– У каждого своя манера дирижировать: кто-то делает это артистично, эмоционально, экспрессивно, а кто-то – сдержанно, скупясь на движения. Это зависит от личного темперамента или от желания привнести в высокое искусство элемент шоу?
Вот вы сами и ответили на свой вопрос. Это внешняя сторона профессии, которая имеет место быть. Конечно же, она важна, но надо смотреть на результат: либо особая манера имеет эффект в музыке и оркестр играет лучше, либо ты просто сам по себе красиво дирижируешь. Поэтому лично для меня все же важно, как звучит оркестр. Каким способом дирижер этого достигает – секрет, магия. У каждого свой путь, сколько людей – столько дирижерских стилей. Кто-то исповедует аскетизм, кто-то демонстрирует театральные жесты, приковывая к себе взгляд. Но при этом оркестр может и не звучать.
У выдающегося дирижера Мравинского были очень скупые движения, а Бернстайн устраивал настоящий фейерверк, но при этом оркестр звучал фантастически! Если манера дирижировать является органичным продолжением тебя и работает на результат, тогда прекрасно. Если же эта часть оторвана от результата, значит, что-то не так.
– Татьяна, в чем уникальность вашего коллектива New Era Orchestra?
И снова я скажу слово «комплекс»: это и то, как звучит оркестр, и то, как музыканты играют, как они выглядят, какая исходит от них энергия. Эти все как бы «мелочи» в результате собираются в одно целое, когда ты понимаешь, что вот это особенный оркестр со своим лицом. И еще одна из наших сильных сторон – это очень интересные концертные программы. Это я люблю, это наша фишка. Мы постоянно исполняем премьеры произведений. Это стало нашей отличительной чертой. Известно: если концерт New Era Orchestra, значит, обязательно будет какая-то премьера. Я всегда выискиваю что-то особенное, интересное, и не только из современной музыки. Наш оркестр исполнил впервые в Украине произведения таких выдающихся композиторов, как Джон Адамс, Филип Гласс (США), Майкл Найман, Джон Тавенер, Макс Рихтер (Великобритания), Янис Ксенакис (Франция), Такаши Йошимацу (Япония), Авнер Дорман (Израиль), Артурс Маскатс (Латвия). Также New Era Orchestra исполнил премьеры произведений Гия Канчели (Грузия), Арво Пярта (Эстония), Хоакина Родриго (Испания), Ясуси Акутагавы (Япония), Петериса Васкса (Латвия).
– Ваш коллектив пригласили участвовать в престижном музыкальном фестивале Septembre Musical Montreux-Vevey. Впервые Украина будет представлена на этом музыкальном форуме.
Да, это очень круто и это невероятная честь, потому что концерт украинского оркестра впервые за 73 года вошел в музыкальную программу фестиваля такого уровня.
Также у нас будет концерт в Берне, где к нам присоединится блестящая пианистка Тамар Берайя (Грузия–Швейцария), которая четыре года прожила и гастролировала в Украине. Мы рады, что наше сотрудничество с Тамар имеет все шансы укрепиться и развиваться.
Все было намного легче, если бы Украина была включена в мировое музыкальное пространство. У нас не представлены филиалы международных музыкальных агентств. Мы не включены в эту систему… И получается, что нам нужно преодолевать этот барьер – не только физически границу пересечь, но и быть в контексте этой тусовки, чтобы тебя видели, чтобы быть на слуху…
Кстати, это успешно удается многим украинским музыкантам, отдельно взятым артистам. С одной стороны, это хорошо, с другой – сейчас огромный отток музыкантов из страны.
– Вы не так мобильны, как сольные артисты, но зато у вас есть коллектив. Это престижно.
Да, верно, у меня большое преимущество, я руковожу оркестром, сооснователем которого являюсь. Когда-то я услышала слова одного известного дирижера, которые значительным образом повлияли на мою творческую судьбу: «Мировая практика показывает, что выдающихся успехов добиваются только дирижеры, которые работают со своим коллективом». Мне важно работать над тем, чтобы Украина была включена в международное музыкальное пространство.
New Era Orchestra (На девушках – платья Love story(«Счастье»), аксессуары Accessorize, на мужчинах – костюмы Roy Robson (CINQUE)
– Очень амбициозные планы.
Мне ставят в пример других дирижеров, дескать, «ты вот здесь с оркестром своим барахтаешься, а ведь делаешь такие классные вещи! Зачем тебе столько людей? Если бы ты была одна, как дирижер могла бы работать и там, и там, и там… И не обязательно за собой тащить 50 человек. И кучу машин, автобусов, операторов, технику…» У меня же всего много, такое себе передвижное государство. Это дорого. Да, когда ты не один, это требует усилий не в миллион раз больше, чтобы пробиться, а в миллиард.
У меня есть немало приглашений поработать с другими коллективами. Но, честно говоря, я очень люблю работать со своим оркестром, потому что именно здесь можно получить такой результат, который хочешь. Я за то, чтобы гастролировать, чтобы был конкурентоспособный коллектив, который займет место среди игроков высшей музыкальной лиги. Это именно та тема, которая мною движет.
У меня не ожидания, а стратегические цели. Я четко понимаю, чего хочу. Это построение культурных мостов между Украиной и всем миром. У нас огромное количество талантливых людей, и миру необходимо знать о них. Я всегда рада, когда встречаю красивых, умных и талантливых людей. Если человек делает что-то лучше, чем я, я счастлива, значит, мне есть чему поучиться!
Татьяна Калиниченко (аксессуар MAX&CO)
Я часто слышу про свой «случайный» успех уже лет двадцать. Да, действительно, когда что-то у нас получается хорошо, хотя мне кажется, что все равно немножко надо доработать, я постоянно слышу: «Это случайно. Ей опять повезло!» Вы знаете, когда везет на протяжении длительного времени, это результат сумасшедшего труда. Как сказала обо мне моя соратница Александра Голобородько, человек, с которым я проработала более восьми лет: «Это тот самый случай, когда неизменная вера и безусловный вклад в свою мечту открывают выходы к новым горизонтам».
Татьяна Витязь
Roy Robson (Киев, ул. Антоновича, 176, ТРЦ Ocean Plaza, тел.: (044) 591 38 06 , www.royrobson.com.ua), CINQUE (Киев, ул. Антоновича, 176, ТРЦ Ocean Plaza,
ТЕЛ.: (044) 591 37 20, www.oceanplaza.com.ua/catalog/cinque/), Accessorize (Киев, ул. Антоновича, 176, ТРЦ Ocean Plaza, тел.: (044) 591 37 64, www.uk.accessorize.com),
ТРЦ Ocean Plaza, тел.: (044) 528 55 05, www.marella.com), MAX&Co (Киев, ул. Большая Васильковская, 14, тел.: (044) 234 30 65, www.maxandco.com),
Eka Brooch – Броши ручной работы (Киев, ул. И. Франко, 9, instagram: ekabrooch)